В стране вновь заговорили об изменениях в системе проведения технического осмотра транспортных средств. На днях журналистам «Коммерсанта» стало известно о масштабном плане, который зреет в недрах Министерства экономики по поводу внесения поправок в отечественное законодательство, так или иначе связанное с процедурой техосмотра.
Нет ощущения дежа вю? Предыдущая масштабная реформа техосмотра, которая произошла в начале 2012 года, привела к тому, что ГИБДД перестала проверять техническое состояние транспортных средств, отдав это право частным компаниям. Вместо заветного техталона водителям по результатам осмотра стали выдавать диагностическую карту – листок формата А4, который стал, в свою очередь, основным документом для получения автомобилистом полиса ОСАГО в страховой компании.
Главной целью той реформы провозглашалось упрощение жизни водителей. Те, кто ее придумал, и не думали, насколько сильно она упростится. Страховщики должны были проверять деятельность операторов техосмотра, вместо этого они договорились с ними (не все, разумеется) о взаимовыгодном сотрудничестве. Операторы за мзду малую выписывали страховщикам диагностическую карту, последние выдавали ее водителям вместе с полисом ОСАГО. В итоге операторы получают деньги, не проверяя техническое состояние автомобиля (некоторые из них – фиктивные, у которых даже нет соответствующего оборудования), страховые агенты обеспечивают автомобилистам дополнительный, удобный сервис, водители покупают полис, не проходя техосмотр. А в стране, тем временем, растет статистика ДТП, связанных с неисправностью автомобилей.
Суть предстоящей реформы – заставить водителей честно проходить технический осмотр автомобиля (по некоторым данным, делают это не более 20% автовладельцев). Для этого предполагается ужесточить контроль за деятельностью операторов техосмотра. Минэкономики запустило на сайте regulation.gov.ru процедуру оценки фактического воздействия (ОФВ) закона «О техосмотре транспортных средств». Такая необходимость появилась в силу особого значения сферы техосмотра для государства и общества. Процедура ОФВ позволит правительству оценить и скорректировать неправильно работающие или неэффективные нормы существующие законов и постановлений.
Почему вообще стало возможным проходить техосмотр «заочно» (без предъявления автомобиля на проверку его техсостояния)? Как заявляют чиновники, из-за слабой защиты базы данных АИС ТО, в которой находятся все сведения о машинах, прошедших техосмотр. Да и диагностическая карта, которая не является документом строгой отчетности, не может считаться вполне защищенной бумагой. О фиктивных операторах, которые каким-то образом получили доступ к базам, мы уже писали. Да и коррупционную составляющую отрицать также не стоит. Справиться с последним мог бы более жесткий контроль, да вот дополнительных прав на его осуществление у Российского союза автостраховщиков нет. Интересная деталь: операторов-нарушителей по действующему законодательству можно оштрафовать на 100-300 тыс. рублей, да вот только не штрафуют. То ли руки не доходят, то ли проверяльщиков не хватает, то ли прав…
Изменения в ходе новой реформы о техосмотре будут вноситься в закон о техосмотре, в КоАП РФ, а также в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Кроме того, предполагается вернуть в Кодекс штрафные санкции за управление автомобилем, не прошедшим технический осмотр. Штраф — 800 рублей.
Еще чиновники очень хотят сделать так, чтобы процесс проверки автомобиля фиксировался на фото и видео. А еще – отдать контроль за деятельностью операторов техосмотра государству в лице Ространснадзора. Заботой о базе данных АИС ТО будет заниматься РСА. В свою очередь, будут ужесточаться санкции за выдачу диагностических карт без проверки автомобиля. Также предполагается ввести уголовное наказание за внесение в АИС ТО сведений, которые являются недостоверными.
Минэкономики выражает по поводу новой реформы техосмотра нескрываемый оптимизм. В министерстве уже заявили, что поправки в законодательство уже согласованы со всеми заинтересованными ведомствами. Еще немного и проект закона можно смело нести в Госдуму. Правда, до этого еще надо разобраться с той самой ОВФ, о которой мы говорили в начале статьи. Она может выявить новые, ранее не учтенные факторы и обстоятельства, которые, в свою очередь, могут стать причиной появления новых поправок в законопроект.
Нет ощущения дежа вю? Предыдущая масштабная реформа техосмотра, которая произошла в начале 2012 года, привела к тому, что ГИБДД перестала проверять техническое состояние транспортных средств, отдав это право частным компаниям. Вместо заветного техталона водителям по результатам осмотра стали выдавать диагностическую карту – листок формата А4, который стал, в свою очередь, основным документом для получения автомобилистом полиса ОСАГО в страховой компании.
Главной целью той реформы провозглашалось упрощение жизни водителей. Те, кто ее придумал, и не думали, насколько сильно она упростится. Страховщики должны были проверять деятельность операторов техосмотра, вместо этого они договорились с ними (не все, разумеется) о взаимовыгодном сотрудничестве. Операторы за мзду малую выписывали страховщикам диагностическую карту, последние выдавали ее водителям вместе с полисом ОСАГО. В итоге операторы получают деньги, не проверяя техническое состояние автомобиля (некоторые из них – фиктивные, у которых даже нет соответствующего оборудования), страховые агенты обеспечивают автомобилистам дополнительный, удобный сервис, водители покупают полис, не проходя техосмотр. А в стране, тем временем, растет статистика ДТП, связанных с неисправностью автомобилей.
Суть предстоящей реформы – заставить водителей честно проходить технический осмотр автомобиля (по некоторым данным, делают это не более 20% автовладельцев). Для этого предполагается ужесточить контроль за деятельностью операторов техосмотра. Минэкономики запустило на сайте regulation.gov.ru процедуру оценки фактического воздействия (ОФВ) закона «О техосмотре транспортных средств». Такая необходимость появилась в силу особого значения сферы техосмотра для государства и общества. Процедура ОФВ позволит правительству оценить и скорректировать неправильно работающие или неэффективные нормы существующие законов и постановлений.
Почему вообще стало возможным проходить техосмотр «заочно» (без предъявления автомобиля на проверку его техсостояния)? Как заявляют чиновники, из-за слабой защиты базы данных АИС ТО, в которой находятся все сведения о машинах, прошедших техосмотр. Да и диагностическая карта, которая не является документом строгой отчетности, не может считаться вполне защищенной бумагой. О фиктивных операторах, которые каким-то образом получили доступ к базам, мы уже писали. Да и коррупционную составляющую отрицать также не стоит. Справиться с последним мог бы более жесткий контроль, да вот дополнительных прав на его осуществление у Российского союза автостраховщиков нет. Интересная деталь: операторов-нарушителей по действующему законодательству можно оштрафовать на 100-300 тыс. рублей, да вот только не штрафуют. То ли руки не доходят, то ли проверяльщиков не хватает, то ли прав…
Изменения в ходе новой реформы о техосмотре будут вноситься в закон о техосмотре, в КоАП РФ, а также в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Кроме того, предполагается вернуть в Кодекс штрафные санкции за управление автомобилем, не прошедшим технический осмотр. Штраф — 800 рублей.
Еще чиновники очень хотят сделать так, чтобы процесс проверки автомобиля фиксировался на фото и видео. А еще – отдать контроль за деятельностью операторов техосмотра государству в лице Ространснадзора. Заботой о базе данных АИС ТО будет заниматься РСА. В свою очередь, будут ужесточаться санкции за выдачу диагностических карт без проверки автомобиля. Также предполагается ввести уголовное наказание за внесение в АИС ТО сведений, которые являются недостоверными.
Минэкономики выражает по поводу новой реформы техосмотра нескрываемый оптимизм. В министерстве уже заявили, что поправки в законодательство уже согласованы со всеми заинтересованными ведомствами. Еще немного и проект закона можно смело нести в Госдуму. Правда, до этого еще надо разобраться с той самой ОВФ, о которой мы говорили в начале статьи. Она может выявить новые, ранее не учтенные факторы и обстоятельства, которые, в свою очередь, могут стать причиной появления новых поправок в законопроект.